Если Вы желаете преуспеть, Вы должны искать новые пути, а не ходить по истоптанным дорогам достигнутого успеха
Джон Девисон Рокфеллер

+7 (812) 643-05-08

(многоканальный) 

Новости

В Европе обнаружена подмена говядины кониной
По последним данным Еврокомиссии, в скандал втянуты уже 22 из 27 стран ЕС...

Читать далее...



Информеры - курсы валют

Яндекс.Погода
Главная \ Новости

Новости

« Все новости

"Серый" импорт может получить отсрочку

 15.07.2011 00:45

  

   В Государственную думу Правительством РФ 1 июня внесен законопроект с поправками к Закону № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". По мнению экспертов, он призван начать процесс создания системы параллельного контроля трансграничных финансовых и товарных потоков. Именно ее отсутствием специалисты объясняют существование в нашей стране, начиная с 1990-х годов, теневого сектора экономики, который полноценно работал в существовавшей тогда системе "серого" импорта товаров. Оборотной стороной является возникновение фактически нелегального экспорта капитала, что в разные годы вызывало многочисленные скандалы, крупнейшим из которых было дело Bank of New York в 1999-2000 годах.
Напомним, что ФТС России на протяжении многих лет вела тяжбу с этим банком, которая фактически завершилась в пользу службы. Вот только ей не удалось получить тех сумм компенсации, на которые она рассчитывала. При этом в прошлом году ведомство подготовило отчет, согласно которому таможня передала в Росфиннадзор дела о нарушениях правил валютного контроля на сумму в 220 млрд рублей, что сопоставимо с оценками объемов "серого" импорта в РФ.
Со своей стороны, Минфин и Банк России начали работу над группой поправок к законам, позволяющих внутри государственной системы валютного контроля и надзора эффективно сопоставлять данные об экспортно-импортных операциях и об их оплате. К осени прошлого года Минфином были подготовлены проекты поправок к законам, призванных существенно ужесточить режим валютного контроля при частичной либерализации его для некрупных операций. Тогда предполагалось, что система, предусматривающая взаимный обмен банков-агентов валютного контроля, ЦБ РФ, Росфинмониторинга, ФТС России, ФНС России электронными документами о паспортах внешнеторговых сделок, описывающих экспортно-импортные контракты, и проведенными в оплату этих контрактов платежами, начнет вводиться в действие с лета 2011 года.
Однако лишь 1 июня Белый дом смог внести в Государственную думу согласованный первый пакет поправок к законодательству, непосредственно описывающих принципы работы новой системы валютного контроля. Здесь следует отметить, что ранее в Госдуму были внесены технические законопроекты, открывающие ФНС России и банкам-агентам возможность онлайн-обмена информацией о контрактах, ранее относившейся к банковской тайне. При этом правительство предпочло вести обсуждение изменений в Закон № 173 в крайне закрытом режиме. Предполагавшиеся нововведения предпочитали не комментировать ни Минфин, ни ЦБ РФ. Как следует из представленного на рассмотрение депутатов законопроекта, от вступления его положений в силу после подписания документа президентом предусматривается 180-дневная отсрочка. Исходя из этого получается, что даже в случае принятия и прохождения всей процедуры согласования и утверждения в максимально сжатые сроки законопроект вступит в силу не ранее первого квартала 2012 года.
Кроме того, как отметили аналитики, согласно тексту предложенного на рассмотрение законопроекта, наиболее эффективная норма поправок, предусматривающая обязанность ФТС России передавать банкам-агентам валютного контроля в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на экспорт и импорт товаров, начнет действовать лишь с 1 января 2013 года. Без нее, по мнению экспертов, система информационного обмена между ЦБ РФ, ФНС России и банками-агентами будет гораздо менее эффективной. Исходя из этого, можно с большой долей уверенности утверждать, что происходящий в последнее время массовый отток капиталов из РФ, о котором "ТН" неоднократно писал, Белый дом не решился или не захотел останавливать за счет создания и быстрого внедрения системы контроля. Почему это происходит, можно лишь догадываться.
В то же время специалистами отмечается относительно мягкое содержание поправок к Закону № 173-ФЗ в сравнении с ранее обсуждавшимися версиями законопроектов, публиковавшимися Минфином. Проект налагает на участвующих в экспортно-импортных сделках резидентов РФ обязательство указывать ожидаемые контрактные сроки возврата валютной выручки и максимальные сроки исполнения нерезидентами своих обязательств. Устанавливаются общие требования к паспорту внешнеторговой сделки, права ЦБ РФ на регулирование отчетности, расширяются полномочия агентов.
Наиболее жесткие идеи Минфина и Центробанка, в том числе поправки к Уголовному кодексу и предполагавшееся закрытие лазеек, связанных с переоформлением паспортов внешнеторговых сделок, в проект не вошли. Такая же участь постигла и предложения Минфина, принятие которых позволило бы на деле существенно ограничить масштабы "серого" импорта и заодно создать массовые проблемы легальным импортерам. Речь идет об обязательстве для участников ВЭД указывать не только в паспортах сделок, но и в контрактах предельные сроки возврата валютной выручки, против чего резко возражали юристы, посчитавшие это положение явным нарушением зафиксированных в Гражданском кодексе норм свободы договора.
В некоторых изданиях недавно появилась информация, что в невозможности относительно быстрого решения проблемы правительство убедило руководство ФТС России. При этом определенный интерес представляют данные из опубликованного в начале июня ФТС России годового отчета об исполнении службой функций госконтроля за 2010 год. Они в какой-то степени позволяют хотя бы приблизительно оценить объемы теневого импорта товаров. Так, в документе упоминается, что в прошлом году таможенные органы возбудили и передали в Росфиннадзор, который согласно статье 15.25 КоАП РФ уполномочен налагать штрафы за нарушение правил валютного контроля, 12,4 тыс. дел об административных правонарушениях в данной сфере. Общая сумма нарушений, выявленных таможней, составляет 220 млрд рублей, или 8 млрд долларов. Соответственно, в 2010 году ФТС России выписывает штрафы практически на 15-20% операций, связанных с "серым" импортом. По итогам проверок с учетом прошлых лет ФТС России, согласно документу, наложила на участников ВЭД штрафы на 3,5 млрд рублей и взыскала 1,4 млрд рублей. В то же время "Коммерсантъ" сообщил, что в 2010 году на содержание более 44 тыс. чиновников-контролеров было затрачено порядка 39 млрд рублей. Так что наш государев люд в очередной раз наглядно показал, сколь эффективно он работает.

                                                                                                                                      Артем   БЕЛОУСОВ  "Таможенные новости" 

 


 

198095,Россия,                                                                                                                           г. Санкт-Петербург,
ул. Тракторная, д.10, офис 1.
E-mail: mail@soneta.spb.ru

2011 © Сонета Менеджмент